• пересмотр практики приватизации, прекращение продажи за бесценок российских предприятий (как условие прихода в Россию неспекулятивных иностранных инвестиций);
• облегчение налогового бремени (по оценке, сейчас изымается более 60 % прибыли по сравнению с 50—55 % в социалистической экономике начала 80-х годов);
• по мере проведения денежной реформы стимулирование роста мерами денежной политики и умеренной инфляцией;
• акценты на долгосрочное развитие рынка ценных бумаг и финансовых институтов при сокращении доли кредитного рынка (более 90 % которого составляют краткосрочные ссуды), становление масштабного и ликвидного рынка корпоративных ценных бумаг;
• запуск крупных инвестиционных программ (экспортные производства, дороги, жилищное строительство, автомобилестроение и т. д.), связанных с улучшением качества жизни населения. Для выполнения этих программ наравне с государственными средствами могут использоваться частные;
• ограничения на достигнутом уровне военных расходов при развитии экспортных военных производств;
стимулирование массового экспорта, прежде всего его несырьевой составляющей.
В этой связи финансовый рынок должен во все большей мере приобрести черты финансовых рынков индустриальных стран. Он может стать более насыщенным финансовыми активами экономики (отношение чистых финансовых активов к ВНП может составлять 160—300 % вместо 20—80 % в развивающихся странах и 70—80 % в России); сократится доля банков в финансовых активах (с 80— 90 %, что соответствует развивающимся странам, до 40—50 %). Вероятно будет увеличиваться доля институтов ценных бумаг институциональных инвесторов (последние составят 15—30 %) а также доля долгосрочных финансовых активов и снизится роль кредита в финансовом хозяйстве, будет нарастать капитализация финансовых институтов, сократится доля Центрального банка в финансовых активах (с более чем 50 до 3—8 %), что соответствует практике индустриальных стран с рыночной экономикой, возрастут обороты корпоративного рынка ценных бумаг.
Наиболее вероятный вариант:
эклектичная экономика
Судя по последним политическим событиям в России, реальными шансами на власть обладают силы, ориентирующиеся на полный или частичный возврат к директивной экономике, на ее значительно большую закрытость, на расширение государственной собственности, на предотвращение бегства капитала и т.д. В той мере, в какой они будут использовать национальные лозунги, в их экономической политике могут возникать задачи из лексикона фундаменталистской экономики (скажем, опоры на "здоровый" национальный капитал в борьбе с западным влиянием).
Острейший дефицит финансовых ресурсов внутри страны может принудить оставить островки либеральной экономики с тем, чтобы только как "временные компромиссы и отступления при сохранении командных высот" привлечь иностранные инвестиции. Ведь иного пути нет, если перед страной стоит задача очередного технологического рывка. Не исключено также, что в политике новых властей проглянут вдруг программы левых социалистов, не отрицающих парламентаризм и рынок, или даже китайский вариант строительства рыночной экономики. Кроме того, переходный период к государственной экономике при достигнутых масштабах приватизации и вовлеченности иностранного капитала в российскую собственность должен занять не менее 1,5—2 года. Вряд ли сейчас рынок будет уничтожен несколькими декретами, как это было в 1917— 1918 гг.