Возникновение фондового рынка в России приходится на 1990 г., когда был принят первый документ, содержащий понятия “акции”, “акционерное общество”, “фондовый рынок”,— "Положение об акционерных обществах, утвержденное Постановлением Совета Министров РФ № 601 от 25 декабря 1990 г. В том же году в Министерстве финансов СССР было принято решение о необходимости образования в стране пяти фондовых бирж, 5 ноября 1990 г. в Москве прошло учредительное собрание, на котором была образована Московская международная фондовая биржа — первая российская фондовая биржа. Через год был принят еще один документ, регулирующий фондовый рынок в России,— Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР. Карта для тахографа читайте здесь.
До 1993 г. российский рынок ценных бумаг функционировал довольно вяло. Так, в январе 1993 г. на всех биржах России было зафиксировано всего 18 сделок. И только с началом процесса приватизации фондовый рынок в России реально заработал. Причем в тот период фондовый рынок четко делился на две части: рынок ваучеров и рынок акций акционерных обществ. Каждый из этих рынков развивался по своим законам.
Последствия ваучерной приватизации для фондового рынка были весьма неоднозначны. Среди положительных результатов можно отметить следующие:
1) появился круг людей, почувствовавших вкус к работе на фондовом рынке, научившихся это делать и избравших эту сферу деятельности своей профессией;
2) фондовый рынок был осознан широкими слоями мелких и средних инвесторов как направление вложений денежных средств;
3) на фондовом рынке в достаточном количестве появились ценные бумаги (акции приватизированных предприятий).
Отрицательные последствия ваучерной приватизации для вторичного рынка ценных бумаг объяснялись в основном правовой неурегулированностью фондового рынка. Результаты этого проявляются и в настоящее время.
С конца 1995 до середины 1996 г. произошли серьезные изменения в правовой базе, регулирующей российский фондовый рынок.
Во-первых, вышел и вступил в силу один из основополагающих гражданско-правовых актов — Гражданский кодекс Российской Федерации.
Во-вторых, были приняты Федеральные законы, регулирующие фундаментальные отношения на фондовом рынке: "Об акционерных обществах”, “О рынке ценных бумаг”, “О налоге на операции с ценными бумагами”.
В-третьих, определен государственный институт, регулирующий фондовый рынок, Федеральная комиссия по ценным бумагам при Президенте РФ (ФКЦБ).
Рассмотрим более подробно упомянутые документы.
С 1 января 1995 г. введена в действие часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации (далее— ГК РФ).
Порядок введения определен в Указе Президента РФ № 52-ФЗ от 30 ноября 1994 г. Хотя ГК РФ не ориентирован на регулирование фондового рынка в России, тем не менее, он содержит ряд положений, непосредственно касающихся акционерных обществ и рынка ценных бумаг. По влиянию на фондовый рынок это один из наиболее значимых документов 1994г.
Естественно, мы не ставим задачу обсудить все Положения ГК РФ. Поэтому ограничимся:
— рассмотрением только первого раздела ГК РФ;
— обсуждением статей, непосредственно касающихся фондового рынка, принятие которых в значительной степени изменяет наше представление о правилах его функционирования;
— обсуждением положений, непосредственно направленных на более жесткое регулирование взаимоотношений участников рынка ценных бумаг.
В ГК РФ даны определения открытого и закрытого акционерных обществ. Определение открытого акционерного общества по сути не отличается от использовавшегося ранее. “Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом” (ст. 97, п. 1).
Новое определение закрытого акционерного общества отличается от данного ранее. “Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом” (ст. 97, п. 3).
В ГК РФ предусмотрены ограничения на членство в акционерном обществе:
— “Акционерное общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственно, общество, состоящее из одного лица” (ст. 98, п. 6, абз. 2);
— “Государственные, органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственные обществ .” (ст. 66, п. .4, абз. 3);
“Законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан в хозяйственных товариществах и обществах, за исключением открытых акционерных обществ (ст. 66, п. 4, абз. 5).