По своей сути банк — это коммерческое предприятие. Основным принципом взаимоотношений "банк — клиент" является принцип получения прибыли банком при меньших затратах и принцип минимизации всех видов риска. Банк на самом деле может рисковать (и он рискует ежедневно в процессе своей деятельности) своим собственным капиталом, но не капиталом клиента, его прибылью. С целью минимизации риска банк должен:
* диверсифицировать портфель своих клиентов, что ведет к диверсификации всех видов риска, т.е. его рассредоточению;
* стараться предоставлять кредиты в виде более мелких сумм большему количеству клиентов;
* предоставлять большие суммы клиентам на консорциональной основе и пр.
Банку необходимо подбирать портфель своих клиентов таким образом, чтобы самому иметь оптимальное соотношение между активными и пассивными операциями, сохранять уровень своей ликвидности и рентабельности на необходимом для бесперебойной деятельности уровне.
Для этой цели необходимо проводить регулярный анализ уровня всех видов рисков, определять их оптимальное значение для каждого конкретного момента и использовать весь набор способов управления ими.
Основным методом снижения риска кредитования, к примеру, является анализ кредито- и платежеспособности заемщиков. Анализ кредитоспособности заемщика начинается с изучения следующих сторон его деятельности :
1. Анализ фактора С1. В социальной концепции маркетинга этим фактором обозначают возможность предприятия-производителя своими товарами удовлетворять интересы потребителей. Иными словами, производители существуют тогда и только тогда, когда их товар необходим потребителям. С помощью различных методов факторного (в том числе регрессионного) анализа определяют:
· соответствие между спросом и предложением;
· умение производителя заинтересовать определенные социальные группы потенциальных и/или реальных потребителей;
· оптимальный выбор рыночного сегмента (окно, нишу) и пр.
2. Анализ фактора С2. что выражает удовлетворение интересов самого производителя, т.е. его способность получать прибыль и распоряжаться ею. Этот анализ производится по следующим направлениям :
· уровень издержек производителя;
· "солидность" производителя, т.е. своевременность расчетов по ранее полученным кредитам, его капитальная база как заемщика;
· его репутация (рейтинг), его желание и решимость удовлетворить свои обязательства;
· возможность осуществления залогового права со стороны обслуживающих его банков и банковских учреждений.
Банку всегда необходимо контролировать качество залога, уровень его ликвидности, соотношение его рыночной стоимости с размером кредита.
3. Экономико-статистический анализ уровня кредитоспособности и платежеспособности клиентов по выбранной методике.
И, наконец, можно отметить еще несколько способов управления уровнем риска деятельности банков и банковских учреждений. К ним можно отнести:
· предварительную оценку возможных потерь с помощью прогнозных методов анализа имеющейся статической и динамической достоверной информации о деятельности самих банков, их клиентов/ контрагентов, их поставщиков и посредников, конкурентов различных групп контактных аудиторий. Для этой цели коммерческим банкам необходимо создать отделы, занимающиеся анализом уровня рисков и вырабатывающие меры по управлению ими в системе маркетинга. Раз в год (полугодие, квартал) при установлении отношений между банком и новым заемщиком и/или при активной динамике макроэкономики необходимо проводить развернутый анализ кредитоспособности.