Упоминание о коносаменте как ценной бумаге содержится далеко не во всех учебных пособиях по ценным бумагам. Это можно объяснить, во-первых, тем, что коносамент не обращается на рынке по подобию акциям, облигациям или векселям, а во-вторых, его спецификой, которая связана с порядком его обращения и условиями создания. Данной ценной бумагой обслуживаются товары, находящиеся в пути.
Коносамент — это документ, содержащий условия договора морской перевозки груза. Одни авторы определяют коносамент как документ стандартной формы, принятой в международной практике на перевозку груза, который удостоверяет его погрузку, перевозку и право на получение [24, с. 78], другие — как ценную бумагу, разновидность товарораспорядительного документа, предоставляющего его держателю право распоряжаться грузом [11, с. 75].
Различают следующие формы коносамента:
• на предъявителя — предъявитель коносамента является владельцем груза;
• именной — владельцем груза является лицо, имя которого указано в коносаменте; именной коносамент не подлежит передаче другим лицам;
• ордерный — путем использования на нем индоссамента передается другим лицам; такая возможность передачи другим лицам делает эту форму коносамента самой распространенной.
Согласно Правилам перевозок грузов внутренним водным транспортом, утвержденным постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 26.01.2005 г. № 3 [22], коносамент — товарораспорядительный документ (ценная бумага), удостоверяющий заключение договора перевозки груза внутренним водным транспортом и служащий доказательством приема перевозчиком указанного в этом документе груза.
В соответствии с этими правилами коносамент заполняется грузоотправителем и представляется перевозчику при предъявлении груза к перевозке. Грузоотправитель вправе поручить пере-иозчику, порту погрузки с их согласия составить коносамент. При этом перевозчик, порт погрузки вправе применять утвержденные ими формы коносаментов в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь. Коносамент в этом случае заполняется после предъявления груза к перевозке.
Неправильно составленный коносамент или его утеря не влияют на действительность заключенного с перевозчиком договора. Грузоотправитель несет ответственность перед перевозчиком за достоверность данных, предоставленных для включения в коносамент, а также за убытки, причиненные перевозчику вследствие недостоверности таких данных.
К коносаменту грузоотправителем должны быть приложены также другие необходимые перевозочные и сопроводительные документы на груз в зависимости от его вида в соответствии с законодательством (сертификаты, свидетельства, паспорта и другие документы).
Коносамент содержит следующие реквизиты:
• дату приема предъявленного по данному коносаменту груза к перевозке (завоза груза в порт);
• полные наименования грузополучателя и грузоотправителя и их местонахождение;
• тип, номер (наименование) судна, осуществляющего перевозку груза, и судовладельца, на имя которого зарегистрировано судно;
• место отправления, перевалки, назначения груза с указанием их географического месторасположения, наименованием портов (пунктов погрузки, выгрузки, перевалки);
• название и реквизиты учреждения банка, обслуживающего грузоотправителя и предоставляющего финансовые гарантии его деятельности;
• точное и полное наименование груза, его сорт, класс, марку;
• общую массу брутто грузов в килограммах (при перевозке грузов в таре (упаковке) или в контейнерах) или объем груза в кубических метрах (при перевозке грузов навалом/насыпью или наливом);
• перечень прилагаемых грузоотправителем к коносаменту сопроводительных документов на груз и количество листов в каждом документе;
• общую сумму объявленной ценности предъявляемого к перевозке груза по данному коносаменту и др.
Складское свидетельство представляет собой документ, подтверждающий факт заключения договора хранения и принятия товара на хранение, а держатель свидетельства получает право распоряжаться товаром в то время, когда товар находится на хранении.
Двойное складское свидетельство является ценной бумагой, состоящей из двух частей: складского свидетельства и залогового свидетельства (варранта).
Отношения, возникающие в связи с выдачей, обращением и погашением простых складских свидетельств, двойных складских свидетельств и их частей — складского и залогового свидетельств, в Республике Беларусь регулируются Положением о двойных и простых складских свидетельствах, утвержденным постановлением Государственного комитета по ценным бумагам Республики Беларусь от 04.05.2001 г. № 39/П [19].