Покрытие дефицита государственного бюджета может осуществляться путем заимствований на свободном финансовом рынке (внутреннем и внешнем), в том числе посредством выпуска государственных ценных бумаг в качестве долговых обязательств государства, а также кредитования правительства центральным банком страны, т.е. увеличения эмиссии денег.
Выпуск государственных ценных бумаг является более экономически целесообразным методом финансирования бюджетного дефицита по сравнению с заимствованием средств в центральном банке и привлечением доходов от эмиссии денег, потому что покрытие дефицита бюджета через эмиссию денег приводит к поступлению в оборот не обеспеченных реальными активами платежных средств и связано с инфляцией.
Здесь уместно отметить, что начиная с 2004 г. Национальный банк Республики Беларусь не кредитует правительство, а в 2005 г. часть ранее выданных кредитов секьюритизирована, т.е. заменена выпусками долгосрочных государственных облигаций.
Соотношение масштабов и источников покрытия дефицита бюджета зависит от ряда экономических и политических факторов, в том числе способности правительства совместно с центральным банком проводить единую монетарную политику. В странах с развитой рыночной экономикой преобладающее большинство заимствований государства осуществляется в форме выпуска государственных ценных бумаг, размещаемых на внутреннем финансовом рынке и формирующих внутренний государственный долг, а также на внешнем финансовом рынке (еврооблигации) и, соответственно, увеличивающих внешний долг государства.
С помощью государственных облигаций привлекаются временно свободные денежные средств для финансирования текущих расходов бюджета. Кроме того, в рамках одного бюджетного года возникают относительно короткие разрывы между поступлением в бюджет доходов и финансированием расходов. Эти разрывы связаны с тем, что основные поступления в бюджет приходятся на определенные даты уплаты налогов, в то время как расходы имеют более равномерное распределение по времени. В целях кассового исполнения бюджета выпускаются краткосрочные ценные бумаги правительства.
Некоторые виды таких фондовых инструментов выпускаются специально с целью сглаживания неравномерности налоговых поступлений. Их особенностью является возможность возвращения в любой момент для погашения либо использования при уплате налогов.
Выпуск государственных ценных бумаг обусловлен и привлечением средств для погашения облигаций предыдущих выпусков, срок обращения которых истекает в данном бюджетном году, причем даже при бездефицитности бюджета этого года.
Государственные ценные бумаги выпускаются также для финансирования различных программ центрального правительства и программ местных органов власти, одобренных правительством. В последнем случае ценные бумаги гарантируются правительством, поэтому они имеют статус государственных.
Роль государственных ценных бумаг не ограничивается только этими функциями. Операции, проводимые с ними, используются центральными банками для регулирования обращения денежной массы и ликвидности финансово-кредитных учреждений. Такие фондовые инструменты используются и в качестве базы для установления доходности для других ценных бумаг, а также уровня процентных ставок денежного рынка [26, с. 48-49].
Таким образом, рынок государственных ценных бумаг выполняет следующие основные функции:
• финансирование текущего бюджетного дефицита;
• погашение ранее размещенных займов;
• обеспечение кассового исполнения государственного бюд-
• сглаживание неравномерности поступления налоговых платежей;
• обеспечение коммерческих банков ликвидными резервными активами;
• финансирование целевых программ, осуществляемых органами власти;
• поддержку социально значимых учреждений и организаций.
Государственные ценные бумаги могут различаться по характеру размещения, срокам и форме обращения, особенностям уплаты доходов. Первичное их размещение осуществляется преимущественно через центральные банки стран либо с привлечением в качестве посредников негосударственных финансово-кредитных учреждений путем проведения аукционов, открытой или индивидуальной продажи, другими способами.
Выплаты доходов по государственным облигациям могут осуществляться в форме дисконта: продажа бумаг со скидкой (дисконтом) относительно их номинальной стоимости с выкупом при их погашении по номиналу. Доход может уплачиваться по фиксированной, плавающей или ступенчатой процентной ставке, путем индексирования номинальной стоимости бумаг, а также посредством проведения выигрышных займов.
Используя ценные бумаги как инструмент фискальной политики, государство призвано обеспечивать их выпуск в определенных пределах безопасности, нарушение которых приводит к дестабилизирующему влиянию задолженности по государственным бумагам на систему государственных финансов и финансовую систему в целом. Такое влияние может проявляться в следующем: