Вместе с тем следует отметить, что украинская банковская система функционирует еще недостаточно эффективно. Это обусловлено не только состоянием самой банковской системы и банковского законодательства, но и более общими причинами, корни которых уходят в экономический и финансовый кризис, порождающий в свою очередь кризис правопорядка и безопасности в стране, способствующий криминализации все новых сфер экономики, и прежде всего в сфере денежного обращения.
Растущая экспансия со стороны криминального мира представляет серьезную угрозу экономической безопасности банков. В связи с этим решительное, адекватное противодействие преступным посягательствам является одной из приоритетных задач банковского сообщества.
Фактически банковская деятельность страны оказалась зоной повышенного риска, наиболее уязвимой перед преступной экспансией.
Огромны объемы нецелевого использования государственных и иных инвестиционных средств, направляемых на развитие производства. Нередко эти средства не доходят до производителей, используются для закупки различных потребительских товаров, "прокручиваются" в коммерческих структурах, отвлекаются в виде доли уставного капитала вновь создаваемых предприятий и организаций.
Значительный урон кредитно - денежным отношениям наносит незаконная банковская деятельность, а также легализация денежных средств, приобретенных преступным путем.
Особую обеспокоенность украинских предпринимателей вызывает мощный и постоянно усиливающийся прессинг на сферу частного бизнеса со стороны преступных группировок. Примерами могут служить факты создания и использования баз данных (досье) на предпринимателей профессиональными вымогателями и мошенниками, случаи хищения "чувствительной" для финансово - хозяйственной деятельности информации (в том числе данных о банковских счетах и доходах), прослушивания линий связи и установки в офисах специальных подслушивающих устройств, подделки документов в электронной форме и т. п.
Непоследовательна, к сожалению, позиция государства. Пока кризисные явления в стране сохраняют достаточно острый характер, государство пытается дистанцироваться от проблем коммерческих банков с целью уменьшения ответственности перед обществом и населением за их деятельность. Вместе с тем очевидно, что социальная напряженность, связанная с крахом большого числа банков, невыполнением ими взятых обязательств, неминуемо вынудит власти перейти к обычной (для стран с развитой экономикой) практике и принять на себя значительную часть ответственности за деятельность коммерческого банковского сектора, обеспечение ему цивилизованных условий для нормального функционирования. Безусловно, значительная роль в решении проблем безопасности в финансово - кредитной сфере принадлежит банковскому сообществу. Многое уже сделано в практическом плане. Ряд банков создали свою службу безопасности, информационно - аналитические подразделения, охрану, инкассацию, оснащаются необходимыми техническими средствами и автоматизированными системами. Но также и очевидно, что принимаемые меры не дают должного результата, поскольку сфера банковской и иной финансовой деятельности не стала менее опасной.
В числе причин, обусловивших крайне низкую эффективность предпринятых мер, можно бы выделить:
- нескоординированность принимаемых мер. По существу, каждый банк, каждая кредитно – финансовая
- структура реализуют те меры, которые соответствуют их возможностям, личному восприятию руководителей и к которым готов персонал;
- неполнота учета факторов, определяющих банковскую безопасность и, следовательно, игнорирование их в практической деятельности. Как правило, проблемы безопасности кредитно - финансовой структуры многие ограничивают лишь внутренними аспектами деятельности - охраной ценностей и отдельных лиц, проверкой финансового положения клиентов. Вместе с тем такие важные внешние элементы банковской безопасности, как сохранение банковской тайны, незапятнанная сомнительными сделками, криминальными связями репутация и др., в оценке безопасности кредитно - финансовой структуры, а следовательно, ее будущего, не всегда принимаются во внимание. Между тем, именно эти внешние элементы во многом определяют привлекательность, стабильность, а в конечном счете, безопасность банка в глазах клиента.
Обеспечение такой многофакторной банковской безопасности требует комплексного, системного похода к решению ее правовых, организационных, кадровых, тактических и иных проблем, что практически невозможно в одном, отдельно взятом кредитном учреждении. Начало положено разработкой и принятием Концепции безопасности коммерческого банка, но и она отражает лишь некоторые приоритетные направления, не детализируя технологию и тактику реализации.