Комплексное управление рисками и внутренний контроль в коммерческих банках при их надлежащей организации и эффективности позволяют банкам учитывать риски при принятии и управленческих решений и осуществлении банковской деятельности, успешно преодолевать системные кризисы, минимизировать связанные с ними потери. В рамках системы комплексного управления банковскими рисками устанавливаются и совершенствуются системы норм, а также системы отслеживания и надзора.
Эффективность системы характеризуется количественными показателями выполнения установленных норм, а также результативностью немедленного реагирования на нарушения коммерческими банками норм в области рисков с целью предупреждения системного банковского кризиса.
Положением ЦБР от 28.08.1997 № 509 “Об организации внутреннего контроля в банках” и последующими методическими рекомендациями и нормативными документами предусматривается система контроля возникновения рисков. Успех процесса создания системы управления банковскими рисками достигается за счет осознанного применения персонала банка стандартов, тщательно проработанных методик и процедур внутреннего контроля и внутреннего аудита, установленных для всех подразделений коммерческого банка ОСБ № 8585. Нередко банки не разделяют функции и обязанности между службами внутреннего контроля и аудита. При этом если внутренний контроль направлен на создание системы проверок, регулирования и оценок банковских рисков с целью минимизации потерь, возникающих в процессе банковской деятельности и принятия эффективных управленческих решений, то внутренний аудит- периодическая и независимая оценка самой системы контроля. В современных условиях глобализации мировой экономики, роста масштабов международной деятельности банков, возникновения новых финансовых продуктов и услуг, усиления конкуренции в банковской системе, внутрибанковский контроль приобретает особое значение. Именно поэтому вопросы поиска оптимальной организационной структуры системы внутреннего контроля в целом и службы внутреннего контроля, в частности, в кредитных организациях, разработка должного методического обеспечения деятельности данных служб и адекватных критериев оценки эффективности их работы становятся приоритетным направлением деятельности.
Качественное проведение внутрибанковского контроля возможно не только при наличии высококвалифицированной подготовки специалистов. Необходимым условием являются определенные методики проведения проверок, достаточный набор инструментов и процедур, воспользовавшись которыми, контролер может выполнить свою работу в установленные сроки.
На сегодняшний день в России имеются трудности по реализации возможности обобщения и анализа результатов работы служб внутреннего контроля в кредитных организациях на государственном уровне. Возникают вопросы, связанные с разработкой и применением внутренних положений и стандартов.
Процесс приближения системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности к международньм стандартам, внедрения в практику.
Массовое распространение информационно-коммуникационных технологий пока еще находятся в начальной стадии. В то же время требования иностранных контрагентов к отчетности российских банков, предлагающих свои услуги на международных рынках, постоянно повышаются, что способствует углублению внутрибанковского контроля. Деятельность служб внутреннего контроля в кредитных организациях осложняет отсутствие методологической основы функционирования системы внутреннего контроля в России.
В связи с этим возникают сложности не только практического, но и теоретического характера, вызываемые необходимостью дальнейшей разработки концептуального подхода к проведению проверок в кредитных организациях. Кроме того, не разработаны специальные оценочные показатели эффективности внутреннего контроля как в рамках комплексных и отдельных проверок, так и общих показателей работы отдела внутреннего контроля банка.