Помимо осуществления межбанковских расчетов через систему электронных платежей, коммерческие банки могут осуществлять их через собственную внутрибанковские платежную систему (ВПС), которая является программно-техническим комплексом с собственными средствами защиты информации, осуществляет платежный оборот между учреждениями этого банка, объединением банков и другими банковскими учреждениями вне системы электронных платежей. Для выполнения межбанковских расчетов банки устанавливают между собой корреспондентские отношения. Участниками системы электронных платежей могут быть только те банки и их учреждения, имеющие корреспондентские счета в региональных отделениях Национального банка Украины и удовлетворяют все технические и технологические требования работы в системе электронных платежей. По состоянию на 1 апреля 2009 участниками СЭП были 1504 учреждения, в частности: 182 банка Украины, 1258 филиалов, 28 органов Государственного казначейства Украины, 36 учреждения Национального банка Украины. В I квартале 2009 г. участники СЭП выполнили 72085 тыс. начальных платежей и электронных расчетных сообщений на сумму 1513785 млн грн, в частности: 715261 тыс. шт. начальных платежей в файловом режиме, 75 тыс. шт. начальных платежей в режиме реального времени и 484 тыс. шт. электронных расчетных сообщений [1]. Итак, как свидетельствует статистика, система электронных платежей Национального банка Украины за указанный период полностью выполняла возложенные на нее функции государственной системы межбанковских расчетов, удовлетворяла потребности ее участников, обеспечивала прозрачность, оперативность и надежность осуществления платежей.
Значительное распространение в последнее время получила система дистанционного обслуживания клиентов, применение которой позволяет с помощью традиционных средств связи (стационарных или мобильных телефонов, сети Интернет) оперативно получать всю необходимую для клиента информацию и осуществлять банковские операции, не выходя из дома или из офиса. К системам дистанционного обслуживания клиентов относятся:
Телефонный банкинг - система управления счета по телефону с тоновым набором. Использование системы телефонного банкинга дает возможность:
прослушать информацию о курсах валют;
прослушать информацию о депозитных ставках;
получить по факсу информацию о состоянии счета карты;
выполнять различные платежи с картсчета. Мобильный банкинг (или GSM-банкинг) - это система обслуживания, которая предоставляет информационные услуги по счету, открытым в банке.
Эта система позволяет:
получать по запросу на мобильный телефон информацию о сумме денежных средств, которые доступны на данный момент;
получать уведомления о поступлении средств на счет и об осуществлении операций по счету. Интернет-банкинг - это система управления счетом с помощью сети Интернет. Ее использование позволяет: • получать выписки с информацией о платежах, выполненные с помощью платежных карт;
получать информацию о состоянии картсчета;
выполнять различные платежи с картсчета;
выполнять различные платежи с текущего счета. Залогом устойчивого развития банковской системы в будущем является формирование действенной системы управления и осуществления кадровой политики. Поэтому, главное место в банковской инфраструктуре принадлежит сети специальных учебных заведений, занимающихся подготовкой и переподготовкой банковских кадров, повышением квалификации специалистов. В то же время в отечественном банкинга существует неопределенность относительно комплексной оценки и управления системой повышения квалификации банковских работников. Для того, чтобы система повышения квалификации кадров предоставляла возможность профессионального роста, нужно разрабатывать с каждым работником индивидуальные программы профессионального роста, предусматривающей вступления новых теоретических знаний и практических навыков, стажировки в конкретных службах банка и обучение за рубежом.