Российские банки, несмотря на быстрый рост показателей, продолжают оставаться одним из наименее развитых сегментов экономики. По оценкам специалистов, отношение совокупных активов кредитных организаций к ВВП до сих пор в три-четыре раза ниже, чем в среднем по развивающимся странам.
На фоне негативных новостей порадовали сообщения экспертов о том, что население понемногу начинает верить банкирам. После кризисного 1998г., когда многие вкладчики серьезно пострадали, доверие обывателей к кредитным организациям постепенно восстанавливается. По подсчетам экспертов, доля вкладов до востребования сократилась почти на 10% вместе с 4%-ным снижением объема краткосрочных вложений. Средства с этих счетов перекочевали на долгосрочные депозиты, объем которых вырос почти в два раза. 1
Либерализация банковского сектора постоянно вызывает много споров между экспертами. Одни считают, что сейчас российские банкиры еще не готовы вплотную конкурировать с иностранцами, другие полагают, что чем дальше реформа откладывается, тем дольше никаких реальных сдвигов не произойдет. Кстати, допуск иностранного капитала в этот сектор является одним из условий вступления России в ВТО, поэтому «открывать» банки все-таки будут, вопрос только в том, как скоро.
Задачей банковской реформы является создание эффективной банковской системы, которая сможет обеспечить нужды растущей экономики и развитие кредитно-денежной системы в стране.
В ходе осуществления реформы необходимо достигнуть увеличения капитализации российских банков, повысить их открытость и прозрачность, а также доверие к ним со стороны населения и компаний. Основными пунктами самой реформы должны стать либерализация рынка банковских акций, введение системы гарантирования банковских вкладов, приватизация ряда российских банков, в том числе ВТБ и Сбербанка, а также ужесточение требований банковского надзора, проведение тотальной проверки банков и перевод их финансовой отчетности на международные стандарты. В ходе реформы количество отечественных банков должно значительно сократиться (по разным оценкам, приблизительно в два раза в течение ближайших пяти лет). В рамках реформы с 2004 г. должен быть осуществлен переход банков на международную отчетность, а с 2005 г. – повышены требования к достаточности и размеру их капитала. Так, достаточность уставного капитала банков должна будет составлять не менее 10%, а размер капитала – не менее 5 млн. евро с 2005 г. для вновь создаваемых банков, а с 2007 г. – для всех банков без исключения.
Многие проблемы российской экономики прямо или косвенно связаны с тем фактом, что государство не смогло сыграть правильную роль в рыночной экономике. На данном этапе необходимы жесткие государственные действия для предупреждения дальнейшей криминализации экономики. Очевидно, что в отсутствие государственного вмешательства преступность заполняет вакуум. Криминальные институты начинают представлять угрозу жизни, собственности, коррумпируют чиновников, суды и способствуют установлению мафиозного контроля над целыми секторами экономики.
Первостепенная задача государства на данном этапе – приостановить этот процесс для того, чтобы обеспечить стабильность для бизнеса и таким образом стимулировать инвестиции и рост производства. Это потребует реформ самого правительства, жестких мер по преодолению преступности и созданию институтов, которые смогут заменить криминальные элементы, появившиеся в результате слабости правительства. Активное правительство должно взять на себя инициативы поощрения рынка, преодоления депрессии, инфляции, бегства капитала и других отрицательных последствий рыночных преобразований. Оно должно облегчить структурную перестройку промышленности с помощью активной промышленной политики. Кроме того, действия правительства должны быть направлены на преодоление экономического спада, крупнейшего в современной истории. Макроэкономическая политика должна сдвинуться с позиций стабилизации к стимулированию неинфляционного роста. Российская экономика не может стабилизироваться сама собой и восстановить свои тяжелые потери. Правительство должно помочь создать благоприятные макроэкономические условия. Государство должно также оказать содействие в создании продуктивного капитала, обеспечить здравоохранение, охрану окружающей среды, науку и социальные инвестиции. В России дело не ограничилось колоссальным усилением социального неравенства, но и вызвало фактическое уничтожение среднего класса, т.е. платежеспособного большинства населения, на котором держится внутренний рынок любой индустриально развитой страны. Однако здоровый и стабильный экономический рост не может ориентироваться лишь на богатое и сверхбогатое меньшинство. И задача экономической политики государства состоит, прежде всего в том, чтобы способствовать скорейшему восстановлению и развитию такого сравнительно благополучного большинства.