Американская модель в законченном виде существует только в США. Её эффективности высокую оценку дают европейцы; она образец для подражания для многих стран, которые стремятся создать у себя цивилизованный фондовый рынок. Обычно именно с действующей моделью государственного регулирования связывают успех современного функционирования самого обширного и активного в мире национального рынка ценных бумаг.
Чисто внешнее отличие американской модели от европейской состоит в ее комплексном, быстром внедрении государства в управление тем рынком, который никогда не признавал над собой никакой власти. В американской модели можно проследить по меньшей мере три главных составляющих элемента. Первый –это концепция, сформулированная более полувека назад и сохраняющаяся до сих пор. Ее суть: финансирование инвестиций должно опираться на фондовый рынок, функционирующий автономно от банковской системы. Второй –это правовая база в виде пакета законов. Напрямую обращенных к рынку ценных бумаг и образующих прочный фундамент для системы регулирования этого рынка.
Третий – это специальный орган управления фондовым рынком, в обязанность которого входит обеспечение выполнения принятых законов.
Эта модель появилась в начале 30-х годов XX века.
Наиболее сильной стороной американского метода регулирования считают создание специального института для этой цели.
"Комиссия по ценным бумагам и биржам" была создана в 1934 году. Она призвана практически реализовать исполнение принятых законов, касающихся фондовых рынков, участвовать в разработке новых законов и необходимых поправок, создавать механизмы для того, чтобы предписанные законами нормы были действительно реализованы, а также разрабатывать в рамках законов необходимые нормы и правила. Комиссия считается независимым органом. "В своей текущей деятельности комиссия принимает решения самостоятельно, они могут быть опротестованы только в суде".7 Аппарат Комиссии включает в себя юристов, бухгалтеров, финансовых аналитиков, исследователей рынка, администраторов.
Интересно отметить, что в условиях глобального ослабления вмешательства государства в финансовую сферу, происходящего в большинстве стран, отказа от государственного регулирования фондового рынка нигде не произошло. Это было бы не только нежелательно, но и даже нереально. Невооруженным глазом можно видеть объективный процесс разрастания денежного капитала, прирост биржевой деятельности, превышающий прирост оборота реального капитала, все эти проблемы не теряют своей остроты и не позволяют отказаться от создания системы государственного регулирования.
Идет процесс и качественных изменений на фондовом рынке. Эти изменения идут в двух направлениях. Прежде всего происходит так называемая "глобализация", т. е. становление всемирного рынка, частями которого становятся все национальные. Современный этап характеризуется преодолением национальных границ биржевых операций, одновременным обращением на национальных рынках ценных бумаг, выраженных в разных валютах, появлением ценных бумаг. Экспансия эмиссии ценных бумаг транснациональными корпорациями заставляет регулирующие органы всех развитых стран следить за изменениями.
Второе направление изменений – это видоизменение инструментов, форм деятельности, а также субъектов рынка. Существующая законодательная и институциональная система регулирования должна поспевать отслеживать новые явления и своевременно на них реагировать. Один из важнейших элементов регулирования –это регистрация и лицензирование институтов рынков и ценных бумаг. Появление автоматизированных систем торговли ценными бумагами, игрового механизма спекуляции так называемыми "производными ценными бумагами" не укладываются в традиционное понимание ценных бумаг и их законодательную трактовку. Требуется согласование новых явлений с установившимися юридическими нормами, теоретическое осмысление понятий и быстрое определение их "законности".
Зарубежный опыт, накопленный в области регулирования фондовых рынков, огромен. Его изучение является важным, хотя, как и в других случаях весьма затруднено его перенесение на нашу почву. Но сегодня уже можно видеть весь механизм рынка в целом, с его плюсами и минусами, тенденциями, проблемами, альтернативными формами.