Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) является неотъемлемой чертой развитой рыночной экономики, обеспечивающей приток капитала.
Рынок ценных бумаг, как и любой другой рынок, представляет собой систему экономических отношений по поводу купли-продажи, где сталкивается спрос, предложение и определённая цена. Величина рынка, как известно, определяется степенью специализации общественного труда. Этому полностью соответствует рынок ценных бумаг, который тоже развивается в следствии роста специализации эмитентов и инвесторов, т.е. продавцов и покупателей товара "ценная бумага". С одной стороны растёт число эмитентов, осуществляющих эмиссию ценных бумаг; с другой стороны, всё более дифференцируются их виды, увеличиваются масштабы их обращения, расширяется круг инвесторов.
Рынок ценных бумаг непосредственно складывается из первичного и вторичного рынков.
1. На первичном рынке осуществляется эмиссия государственных и муниципальных облигаций, а также акций и облигаций, которые выпускаются различными акционерными компаниями как одинакового, так и неодинакового профиля. Непосредственными инвесторами на первичном рынке ценных бумаг выступают коммерческие и инвестиционные банки, собственно биржевые фирмы, страховые компании, пенсионные фонды, нефинансовые корпорации, приобретающие непосредственно или с помощью биржевых фирм и инвестиционных банков акции и облигации.
2. Вторичный рынок ценных бумаг представляет собой нецентрализованную или централизованную куплю-продажу эмитированных ценных бумаг. Существование нецентрализованного рынка ценных бумаг совсем не означает стихию торговли ими. Мелкие акционерные компании, как правило, размещают свои ценные бумаги среди небольшого круга известных лиц. Подавляющая часть средних и крупных корпораций, которые не контролируют свои ценные бумаги на фондовых биржах, чаще всего прибегают к помощи брокерско-диллерских фирм, коммерческих банков, осуществляющих торговлю ценными бумагами, пользуясь современными системами связи.
В развитых странах масштабы эмиссии облигаций значительно больше масштабов эмиссии акций. Это определяется двумя причинами: во-первых, эмитентами акций выступают только корпорации, а эмитентами облигаций – не только они, но и государства, муниципалитеты, различные не корпоративные учреждения; Во-вторых, для самих корпораций эмиссия облигаций при прочих равных условиях более выгодна, так как обходится дешевле и даёт более быстрое размещение среди инвесторов, не увеличивая при этом числа акционеров.
Характерные черты рынка ценных бумаг и самой ценной бумаги(основная часть рынка) как объекта сделок на этом рынке, находящего проявление и на международном рынке ценных бумаг, но с некоторыми особенностями.
Международный рынок ценных бумаг -это прежде всего первичный рынок.
Вторичный рынок пока что не получил адекватного развития. Поэтому под международным рынком ценных бумаг понимается выпуск последних, выраженный в так называемых евровалютах и осуществляемый эмитентами вне рамок какого-либо национального регулирования эмиссией. В более широком плане международный рынок ценных бумаг рассматривается как совокупность собственно международных эмиссий и иностранных эмиссий, то есть выпуска ценных бумаг иностранными эмитентами на национальном рынке других стран.
Любой рынок, для успешного своего функционирования, должен быть эффективным.
Рассмотрим теорию эффективного рынка. Теория эффективного рынка – современная финансовая теория, согласно которой рынок ценных бумаг считается эффективным, если цены на нем быстро реагируют на определенную информацию. Способность этого рынка к быстрой реакции является условием поддержания его равновесия. В принципе существует два вида рыночной эффективности:
- рабочая, которая проявляется в плавной работе рынка ценных бумаг и своевременной обработке поступающих заказов;
- информационная, при которой рыночные цены ценных бумаг быстро реагируют на новую информацию.
Предмет теории эффективного рынка – второй вид – информационный эффект. Различают три ее вида:
- Слабая форма.
- Средняя форма.
- Сильная форма.