С 1 июля 2004 г. страховые организации должны иметь минимальный размер уставного капитала - 10 млн руб., который корректируется с помощью повышающих коэффициентов в зависимости от вида страховой и перестраховочной деятельности.
По итогам предварительного анализа Федеральной службы страхового надзора, изложенного в письме от 16 июня 2004 г. № 44-ИЛ, по состоянию на 1 июня 2004 г. размер уставного капитала не соответствовал предъявляемым требованиям у 437 страховых организаций. Кроме того, 367 страховых организаций, осуществляющих страхование жизни и иные виды личного и имущественного страхования, имели оплаченный уставный капитал ниже размера в 20 млн. рублей, установленного законом для этих видов страховой деятельности. В качестве последовательного шага по реализации требований закона Федеральной службой страхового надзора приказом от 16 августа 2004 г. № 18 отозваны лицензии у 151 страховщика.
Основные цели и приоритетные направления развития отечественного страхового рынка изложены в Концепции развития страхования в Российской Федерации. Концепция стала последовательным и логическим продолжением ранее принятого курса на развитие сферы страховых услуг, определенного в постановлении Правительства РФ от 1 октября 1998 г. № 1139 «Об основных направлениях развития национальной системы страхования в Российской Федерации в 1998 - 2000 годах».
Эксперты и специалисты ВСС выделяют несколько условий и предпосылок роста отечественного страхового бизнеса:
политическая стабильность, экономический рост и повышение благосостояния населения;
наличие платежеспособного спроса организаций и граждан на страховые услуги;
формирование благоприятствующего развитию страхования налогового режима и инвестиционного климата;
совершенствование нормативной базы страхового дела;
формирование страховой культуры населения и понимания экономической целесообразности страхования;
долгосрочное и перспективное планирование развития страхового бизнеса;
привлечение стратегических (включая зарубежных) инвесторов в сферу страхования;
обеспечение большей прозрачности страхового бизнеса, в том числе и через оценку его на фондовом рынке;
самоорганизация страхового бизнеса, развитие начал самоуправления на основе профессиональных интересов страхового сообщества;
эффективная деятельность профессиональных ассоциаций страховщиков, страховых посредников и обществ по защите прав страхователей.
Отдельные проблемы развития страхового рынка находятся в стадии решения. Например, в интересах повышения прозрачности своей деятельности для зарубежных инвесторов некоторые страховые организации уже приступили к внедрению международных стандартов финансовой отчетности. Продолжаются дискуссии вокруг реформ пенсионного и медицинского страхования, обязательного страхования гражданской ответственности.