Банковская система России прошла сложный путь, прежде чем появились современные банки, предоставляющие клиентам различные услуги. И если на начальном этапе реформирования кредитной системы коммерческие банки создавались главным образом на паевой основе, то до нынешнего этапа становления характерно преобразование паевых банк в акционерные. Создание новых банков в форме акционерных обществ является одним из направлений повышения надежности банковской системы.
Банки как участники рынка ценных бумаг выступают в качестве:
-эмитентов, при выпуске собственных акций, облигаций, сертификатов, векселей и др.;
-инвесторов, при приобретении ценных бумаг от своего имени и за свой счет;
-брокеров, при приеме ценных бумаг от клиента по договору комиссии и продаже их новому инвестору или приобретения для инвестора требуемых бумаг по договору поручения;
-дилеров, при покупке ценных бумаг за свой счет или за счет кредита и перепродажи их инвесторам;
-независимого регистратора, при ведении реестра акционеров;
-депозитария, при организации учета прав и операций по движению ценных бумаг.
Банки как участники рынка кредитов имеют отношения с:
-Центральным банком (Банком России);
-коммерческими банками (российскими и зарубежными);
-обслуживаемыми ими юридическими и физическими лицами.
В период финансового кризиса российские власти поддержали ликвидность банков в масштабе, который является одним из самых высоких в мире (в некоторых случаях - свыше 30% пассивов). Это привело к стабилизации положения в банковском секторе, но невольно препятствовало его консолидации
По данным Центробанка, за период финансового кризиса средства, предоставленные им банкам, увеличились с 1% (на 1 октября 2008 г.) до 11,5% (на 1 апреля 2009 г.) пассивов банковской системы.
В последнее время наблюдается повышение эмиссионной активности банков,поэтому коммерческие банки часто выпускают векселя с целью формирования положительной кредитной истории, необходимой для выхода на другие сегменты фондового рынка, чтобы повысить свою капитализацию и привлечение долгосрочных ресурсов.
Успешная реализация вексельных программ требует от банков изыскания дополнительных источников ликвидности для обеспечения выполнения своих обязательств в случае неблагоприятной рыночной конъюнктуры. Для этого используют разнообразные формы поддержки ликвидности - гарантии, кредитные линии, кредитные рейтинги, которые очень важны, так как даже в условиях стабильной экономической ситуации эмитентам бывает сложно поддерживать оптимальный уровень ликвидности.
При исследовании количественных показателей выпуска банковских векселей становится очевидным, что банки остаются основными векселедателями на рынке, т.к. занимают более 70% вексельного рынка. По данным Банка России, объем выпущенных рублевых векселей коммерческими банками возрос с начала 2006 г. более чем на 51% и составлял на 1 января 2008 г. около 746,42 млрд. руб. За 2006-2007 гг. объем рыночных выпусков векселей (на срок от 1 года до 3 лет) возрос более чем на 132% (табл. 4.1). Причем наибольшим спросом традиционно пользуются векселя на сроки от 181 дня до 3 лет.
Оценивая объемы выпуска долговых обязательств кредитных организаций, отметим, что больше всего привлечено средств за счет выпуска векселей. Достаточно высокая эмиссионная активность коммерческих банков является стабилизирующим фактором для развития вексельного рынка, т.к. расширяется предложение надежных и ликвидных векселей. В то же время наблюдается стабильный рост эмиссионной активности коммерческих банков на рынке облигаций, что свидетельствует о их потребности в долгосрочных ресурсах, тогда как вексель традиционно рассматривается как краткосрочный инструмент.