Согласно статье 2 Федерального закона РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», услугами признается «предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений». В работах отечественных ученых встречаются различные определения банковских услуг.
О.И. Лаврушин определяет банковскую услугу как одну или несколько операций банка, удовлетворяющих определенные потребности клиента, и проведение банковских операций по поручению клиента в пользу последнего за определенную плату [6, С. 115].
Головин Ю.В определяет банковскую услугу как совокупность операций, представляющую законченный комплекс услуг, удовлетворяющих какую-либо потребность клиента [10, С. 100].
Количество услуг, предоставляемых банками, особенно зарубежными, исчисляется сотнями, однако все они могут быть подразделены на ряд крупных групп.
Банковская услуга по своим свойствам схожа с другими услугами. Она обладает следующими характеристиками:
- несохраняемость;
- неосязаемость, абстрактность;
- непостоянство качества услуг и неотделимость услуг от квалифицированных людей, их представляющих.
Несохраняемость услуг предполагает наличие действующего механизма баланса спроса и предложения. Услуги не хранятся как товары на полках магазина, они потребляются одновременно с моментом их получения.
Неосязаемость услуг означает невозможность материального их ощущения, увидеть и оценить их до момента получения результатов их предоставления. Главной и ключевой характеристикой банковской услуги является ее эффективность, иными словами, конкретная выгода и польза, получаемые потребителем от банковской услуги [6, С. 238].
Непостоянство качества и неотделимость услуг от квалификации людей требует постоянного обучения персонала. Служащие банка должны иметь опыт работы не только с основными видами банковских операций, но и хорошо знать психологию взаимоотношений людей.
По российскому законодательству к банковским операциям относятся:
1. Привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;
2. Размещение указанных средств от своего имени и за свой счет;
3. Открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
4. Осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
5. Инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
6. Купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
7. Привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
8. Выдача банковских гарантий;
9. Выдача поручительства за третьих лиц, предусматривающего исполнение обязательств в денежной форме;
10. Приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;
11. Доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;
12. Осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;
13. Предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений и находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;
14. Лизинговые операции;
15. Оказание консультационных и информационных услуг.
Классификация банковских услуг:
1) В зависимости от соответствия специфике банковской деятельности:
а) специфические услуги;
б) неспецифические услуги;
2) В зависимости от субъектов получения услуг:
а) юридические лица;
б) физические лица;
3) В зависимости от способа формирования и размещения ресурсов банка:
а) активные операции;
б) пассивные операции;
в) активно- пассивные (комиссионные);
4) В зависимости от оплаты за предоставление:
а) платные услуги;
б) бесплатные услуги;
5) В зависимости от связи с движением материального продукта: