Операции по счетам в банках выполняются на основании расчетных документов. Расчетный документ — это оформленное в бумажном или в электронном виде распоряжение плательщика о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств либо распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем). К способам безналичных расчетов относятся расчеты платежными поручениями, аккредитивами, чеками, расчеты по инкассо.
Положение о безналичных расчетах устанавливает требования к оформлению «бумажных» документов.
Расчетные документы на бумажном носителе (за исключением чеков) заполняются с применением пишущих или электронно-вычислительных машин шрифтом черного цвета. Подписи на расчетных документах проставляются ручкой с пастой или чернилами черного или синего цвета. Оттиск печати и оттиск штампа банка, проставляемые на расчетных документах, должны быть черного, синего или фиолетового цвета.
При заполнении расчетных документов не допускается выход текстовых и цифровых значений реквизитов за пределы полей, отведенных для их проставления. Значения реквизитов должны читаться без затруднения. Подписи, печати и штампы должны проставляться в предназначенных для них полях бланков расчетных документов.
Расчетные документы должны содержать следующие реквизиты (с учетом особенностей форм и порядка осуществления безналичных расчетов):
- наименование расчетного документа и код формы по ОКУД ОК 011-93;
ü номер расчетного документа, число, месяц и год его выписки;
ü вид платежа;
ü наименование плательщика, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
ü наименование и местонахождение банка плательщика, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;
ü наименование получателя средств, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
ü наименование и местонахождение банка получателя, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;
ü назначение платежа. Налог, подлежащий уплате, выделяется в расчетном документе отдельной строкой (в противном случае должно быть указание на то, что налог не уплачивается). Особенности указания назначения платежа применительно к отдельным видам расчетных документов регулируются соответствующими главами и пунктами Положения;
ü сумму платежа, обозначенную прописью и цифрами;
ü очередность платежа;
ü вид операции в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета в Банке России и кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации;
ü подписи (подпись) уполномоченных лиц (лица) и оттиск печати (в установленных случаях).
Поля «Плательщик», «Получатель», «Назначение платежа», «ИНН» (ИНН плательщика), «ИНН» (ИНН получателя), а также поля 101-110 в расчетных документах на перечисление и взыскание налоговых и иных обязательных платежей заполняются с учетом требований, установленных МНС РФ, Минфином РФ и ГТК РФ в нормативных правовых актах, принятых совместно или по согласованию с Банком России.
Поля, реквизиты которых не имеют значений, остаются незаполненными. Исправления, помарки и подчистки, а также использование корректирующей жидкости в расчетных документах не допускаются.
Расчетные документы предъявляются в банк в количестве экземпляров, необходимом для всех участников расчетов, и действительны к предъявлению в обслуживающий банк в течение 10 календарных дней, не считая дня их выписки. Все экземпляры расчетного документа должны быть заполнены идентично, второй и последующие экземпляры могут быть изготовлены с использованием копировальной бумаги, множительной техники или электронно-вычислительных машин.
Расчетные документы принимаются банками к исполнению при наличии на первом экземпляре двух подписей лиц, имеющих право подписывать расчетные документы, или одной подписи (при отсутствии в штате организации лица, которому может быть предоставлено право второй подписи) и оттиска печати, заявленных в карточке с образцами подписей и оттиска печати.
Расчетные документы, оформленные с нарушением установленных требований, приему не подлежат.