Существует несколько основных разновидностей клиринга [11, c. 25]:
- непрерывный клиринг осуществляется в режиме реального времени, т.е. каждая заключённая на бирже сделка немедленно поступает в обработку. Эта система применяется при небольших объёмах сделок и требует мощного аппаратно-программного обеспечения;
- периодический клиринг производится регулярно через определённые периоды времени. К этому моменту накапливается информация обо всех сделках, заключённых на бирже за период, а затем все сделки разом обрабатываются. Такая технология более производительна, однако существенно увеличивает сроки расчетов по сделкам. Реально периодический клиринг проводится в конце каждой торговой сессии, что является компромиссом между стоимостью обработки и временем.
Кроме того, принято выделять двусторонний и многосторонний клиринг:
- двусторонний клиринг проводится таким образом, что в результате выясняется, кто из участников и какие сделки заключил. Иногда эти сделки рассматриваются самостоятельно, а иногда суммируются, так что в итоге выясняется нетто-позиция каждого из участников торгов в отношении каждого другого. Такой клиринг иногда называют двусторонним неттингом.
- многосторонний клиринг является логическим продолжением двустороннего неттинга и суммирует все сделки каждого участника торгов с разными контрагентами. В результате каждый участник получает одну позицию.
Система платежа. Система платежа — часть банковской системы, используемая для обеспечения денежных операций, связанных с торговыми сделками [11, c. 26]. Как правило, используется один банк, связанный с системой клиринга и биржей, в котором открывают счета все участники торгов, платежи при этом проходят просто проводками по этим счетам. Такой банк называется клиринговым. Однако иногда участники торгов не открывают счетов в одном банке, используя межбанковские корреспондентские счета. Эта система менее эффективна и используется только для слаборазвитых торговых систем.
Информационная система. Особое значение имеет информационное обеспечение. Это связано с тем, что качество и потребительские свойства ценных бумаг очень важно проверить до момента покупки (и убедиться в том, что цена товара соответствует его ценности для потребителя). Поскольку проверка инвесторами потребительских качеств такого товара до момента покупки крайне затруднена, очевидно, что возможности злоупотреблений на рынке ценных бумаг значительно выше, чем на других рынках. Отсюда необходимость особого регулирования отношений на этом рынке, как представляющем повышенную опасность нарушения законных интересов инвесторов – физических и юридических лиц. Основой такого регулирования может быть информационное обеспечение.
Информационная система обеспечивает участников операций с ценными бумагами информацией об эмитентах, выпусках, котировках бумаг [11, c. 27]. Она включает в себя информационные и рейтинговые агентства. Каждая эмиссия сопровождается публикацией решения о ее проведении.
Выводы: основная цель рынка ценных бумаг – аккумулировать финансовые ресурсы и обеспечить возможность их перераспределения путем совершения различными участниками рынка разнообразных операций с ценными бумагами, т.е. осуществлять посредничество в движении временно свободных денежных средств от инвесторов к эмитентам ценных бумаг. Эффективно работающий РЦБ выполняет важную макроэкономическую функцию, способствуя перераспределению инвестиционных ресурсов, обеспечивая их концентрацию в наиболее доходных и перспективных отраслях (предприятиях, проектах) и одновременно отвлекая финансовые ресурсы из отраслей, которые не имеют четко определенных перспектив развития.