Концентрация бизнеса на рынке такова, что и дальнейшее уменьшение количества игроков на рынке (а это, как уж говорилось, одна из ключевых тенденций последних лет) значительно не скажется на рыночных объемах. Действительно, «просеяв» рэнкинг перестраховочных игроков – 133 компании в 2011 году – по признаку работы с реальным рисковым бизнесом, можно увидеть, что более 90% сборов приходится на первые 40 компаний, при этом первая десятка – это почти 40% премии, а тройка лидеров – четверть всего объема.
Рисунок 2.4
Количество игроков на страховом и перестраховочном рынка (данные ФССН)
При этом, возвращаясь к упомянутой выше олигополистической структуре, 6 игроков, собирающие вместе почти 34% рыночной перестраховочной премии, подписывают в год не менее 1 млрд.руб. премии каждый; 15 компаний – 50% сборов – не менее 500 млн. руб. Когорта лидеров в течение последних 2-3 лет неизменна: в 2011 году это Ингосстрах, Согаз, Юнити Ре, Москва Ре, Альянс; примерно так же постоянен и перечень лидеров среди специализированных перестраховщиков: Юнити Ре и Москва Ре.
Консолидация, таким образом, сама по себе не представляющая опасности для развития рынка, несет еще одно важное свойство для переходного этапа: улучшение финансовой и профессиональной базы перестраховщиков, их укрупнение, увеличение собственных удержаний по отдельным рискам и целым облигаторным перестраховочным программам, расширение этих программ в части как покрываемых рисков, так и доли крупных зарубежных перестраховщиков, а значит, рост качества предоставляемых перестраховочных услуг. База для выбора достойного партнера здесь – все та же лидирующая группа, где каждый участник имеет хорошие финансы, профессиональный коллектив, хороший международный рейтинг, страховой цикл, отличный от одиозного мирового и не связанный с ним. А преимущества специализированных перестраховщиков подкреплены еще и, в частности, отличными от «прямых» компаний лидерами и участниками облигаторных программ, защищающих портфель.
Важным трендом, поддерживающим положительную динамику перестраховочного рынка, остается зарубежный бизнес. Его доля стабильно росла на протяжении 6 лет и в 2011 г. достигает почти третьей части всего перестрахования, подписываемого российскими игроками: в 2011 году (по предварительной оценке) 29% против 26% в 2010 году.
Рисунок 2.5 Динамика входящего перестрахования из дальнего зарубежья на российский рынок (данные ФССН, 2011 год спрогнозирован на базе информации по итогам 1 полугодия 2011г.)
Основная масса бизнеса в этом сегменте (более половины) – по - прежнему, СНГ. Однако в рамках растущего на мировом рынке спроса на альтернативные емкости все большую долю получают риски из дальнего зарубежья, в первую очередь, из регионов Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Немалая часть из них довольно спорного качества, однако значительный объем – вполне качественный бизнес, достойный «третьего эшелона» международных перестраховщиков, куда, без сомнения, можно отнести и узкую группу российских игроков, сформировавшуюся на переходном этапе.
Группа эта (не более 5-6 компаний) и в дальнейшем, с горизонтом на 2014-16 гг., объективно будет оставаться основой рынка по таким причинам, как наличие международных рейтингов, диверсифицированная и устойчивая клиентская база, географическое распределение портфеля, качественный состав акционеров и развитая стратегия развития и привлечения инвесторов. Именно этих игроков отдельно, их бизнес и результаты мало-помалу нужно начинать оценивать в альтернативу рынку в целом – это более объективная, прозрачная и информативная основа для анализа российского перестрахования и будущих этапов его развития.