В последние годы российский финансовый сектор демонстрировал внушительный рост. Это происходило в ситуации легко доступных дешевых денег, когда уровень охвата финансовыми услугами и населения, и организаций по-прежнему был невысок, а пространство для роста по-прежнему оставалось значительным. Любой участник мог быть успешным, даже если снижалась его относительная доля на рынке, ведь в абсолютных объемах рынок рос внушительными темпами. По итогам первого квартала 2008 года отношение совокупных активов банковской системы к ВВП возросло до 70,5%.
В той ситуации быть успешным было просто. Компании, которые за это время остались на рынке, окрепли и, в основном, перешли от спекулятивных операций к развитию долгосрочных стратегий. Эти спокойные годы дали возможность выстроить инфраструктуру финансового рынка во всех его проявлениях. Они дали возможность выстроить систему отношений и повысить доверие как внутри рынка между его игроками, так и по отношению к клиентам.
Но спокойные времена закончились. В некотором смысле наступает момент истины, который должен показать, насколько игрокам рынка и регуляторам удалось выстроить систему доверия.
Несмотря на то, что в первой половине 2008 года темпы роста кредитования в России по-прежнему высоки, рынок обсуждает тему дефицита ликвидности. По мнению банкиров, ситуация на рынке ликвидности непростая – банки постоянно ощущают недостаток средств. До кризиса российские банки были поставлены в неравные условия с западными банками, то есть российская ликвидность всегда стоила дороже, чем ликвидность западных банков. Поэтому отечественным банкам всегда было тяжело конкурировать. Сейчас, несмотря на то, что Центральный банк, безусловно, много сделал для обеспечения рынка ликвидностью, государство все еще может банкам помочь, задействовав неиспользованные резервы и механизмы. Главное противоречие момента заключается в том, что Центральный банк и Минфин предоставляют системе слишком короткие деньги. Поэтому такой инструмент, как аукционы Минфина, по мнению многих банкиров, совсем не работает – не устраивают сроки кредитования, а не цена ресурсов.
Банкам нужно фондирование, инструментов которого может быть несколько. Первый инструмент – рефинансирование Центрального банка на основе пула розничных кредитов, аналог секъюритизации. Ведь такой пул кредитов от банка с высоким рейтингом является гораздо более стабильным залогом, чем, к примеру, корпоративные кредиты. Второй – пенсионные деньги, которые на данный момент совсем не используются. Они гораздо более длинные и удобные. Третий – свободные ресурсы государственных корпорации. ГК обладают огромными деньгами, которые просто лежат на счетах в Казначействе. Банки могли бы пользоваться этими деньгами на разумных рыночных условиях.
Вместо этого складываются серьезные противоречия, которые трудно разрешимы в принципе. Государство не заинтересовано в том, чтобы разгонялась инфляция. В то же время, вливание денег в экономику ее стимулирует. Что делать?
Эта дилемма не решается на самом высшем государственном уровне: между Министерством экономического развития и Минфином согласия нет. Минэкономразвития считает, что банковская система должна развиваться, что экономике не хватает денег и что отношение банковских активов к ВВП все еще слишком мало – ведь есть страны, где оно составляет 200%. Но Минфин и Центральный банк, занимая традиционно консервативную позицию, настаивают на том, что торопиться не надо, что у нас и ошибок достаточно, и риски большие.