В сентябре 2005 г. началась работа над средне- и долгосрочной программой «Национальная банковская система 2010-2020». В работе над ней приняли участие более 60 банков, 10 ГУ ЦБ РФ,12 региональных банковских союзов и клубов, а также ряд видных российских экономистов и правоведов. Результат данной работы был вынесен 5 апреля 2006 г. на рассмотрение делегатов съезда АРБ. Это документ содержит план действий по созданию в России мощной, развитой банковской системы, способной дать каждой отрасли и каждому региону, предприятию и гражданину необходимые кредитные и финансовые услуги и обеспечить тем самым условия для развития их потенциала и самореализации.
Банк России обладает мощнейшими рычагами, необходимыми для укрепления экономики. И без его активного участия в поддержании экономического роста мы не сможем совершить “конкурентного прорыва ”
В программе ставится вопрос о необходимости структуризации банковской системы и, в частности, системы второго уровня — коммерческих банков. Банки, по факту имеющие общефедеральный статус, претендующие, к примеру, на международный рейтинг ,могут иметь более жесткий режим регулирования в отличие от банков, работающих в одном регионе. … Здесь возможна сегментация по капиталу, и должны быть предложены более мягкие режимы надзора к банкам с меньшим капиталом, работающим в рамках своего региона и не несущим в себе серьезных рисков для системы.
То же касается определенной специализации банков по профилю деятельности. Государство в лице регуляторов финансового рынка может соответствующими нормативами стимулировать банки к работе на определенных направлениях деятельности, к примеру, ипотечного или сельскохозяйственного кредитования или кредитования малого бизнеса и т.д.
Последние два ода в связи со вступлением России в ВТО с особой интенсивностью обсуждается вопрос открытия филиалов иностранных банков в России. В Программе уделено место и этой проблеме. Смысл позиции АРБ сводится к следующему: необходимости приведения условий, в которых работают российские банки (в том числе и со 100%ным иностранным капиталом), в соответствие с условиями, в которых работают банки за рубежом.
В частности, считаем ненормальной ситуацию, когда из российской банковской системы усилиями финансовых ведомств вынуты более 50% финансовых ресурсов, наиболее долгосрочных и наиболее дешевых. … Это средства пенсионных, социальных страховых фондов, это бюджетные средства и средства, находящиеся в стабилизационном фонде.
Мы не считаем нормальным, когда привлечение финансовых ресурсов с внешних рынков регулируется более низкими нормами резервирования, чем деньги с внутреннего рынка. В результате развитие внутреннего финансового рынка тормозится, а внешний долг бизнеса растет.
С учетом недоразвитости системы рефинансирования в нашей стране, с четом чрезвычайно усложненной процедуры реализации залогов, с учетом в целом очень негативного настроя судебных властей к кредитным организациям мы имеем заведомо неконкурентные условия работы по сравнению с нашими зарубежными коллегами.
Возникает вопрос — как поступить в такой ситуации? Искусственно посадив игроков своей “национальной банковской сборной ” на голодный паек, поддерживая их в состоянии хронической дистрофии, делать вывод о том, что вообще не имеет смысла рассчитывать на свою команду и надо расчистить поле для иностранных игроков, которые не будут подпадать под российскую юрисдикцию? Даже банки со 100%ным иностранным капиталом, работая под российской юрисдикцией, утверждают, что благодаря ряду надзорных, регулятивных требований, усложненных процедур ведения бизнеса и множеству бюрократических причин они неконкурентоспособны по сравнению со своими материнскими банками. Это банки, которые «финансовой дистрофией” не страдают, поскольку подпитываются от материнских компаний, чей капитал в некоторых случаях превосходит капитал всей российской банковской системы.
Именно желая иметь равные конкурентные условия, российская банковская система в лице АРБ ставит вопрос о том, что надо привести внутренний финансовый рынок и условия работы на нем в соответствие с международными стандартами, а потом обсуждать вопрос об условиях допуска иностранных филиалов в Россию …
Постановлением по основному вопросу повестки дня XVII Съезд АРБ одобрил программу Национальная банковская система России 2010 —2020».Решено направить ее в Госдуму, Совет Федерации, Правительство, Администрацию Президента РФ, Банк России, Минфин, МЭРТ РФ и предложить указанным госорганам обсудить с участием представителей банковского сообщества выводы, содержащиеся в Программе.
Съезд постановил организовать работу по включению основных выводов и предложений программы проекты законов, постановления Правительства и решения министерств и ведомств, а также подготовить перечень важнейших законодательных и нормативных актов, которые АРБ считает необходимыми для принятия в целях реализации программы «Национальная банковская система России 2010 —2020 ».