Что касается инноваций (независимо от специфики сферы), происходивших в период становления банковской системы, то все их множество вполне укладывается в схему классификаций, предложенную авторами учебника по инновационному менеджменту. Применительно к банковской сфере это схема может быть интерпретирована в виде следующей таблицы:
Таблица
Классификация инноваций в банковской сфере.
Аспекты |
Значения |
Технологические параметры |
Продуктовые инновации – новые виды банковских услуг: пассивные и кредитные операции, финансовые услуги, расчетные (с клиентами) и межбанковские операции. Процессные инновации – новые методы организации расчетов и выполнения операций. Например, информационные технологии (системы автоматизации обработки данных и средств связи); новые организационные структуры (перспективного планирования, аналитические и др.) |
Тип новизны для рынка |
Новые в стране и для данного банка (группы банков) |
Место в системе |
На входе: пассивные операции. На выходе: расчетные и кредитные (активные операции). В организационной структуре: создание автономных подразделений, подчиняющихся непосредственно высшему руководству банка; подразделения, создаваемые в функциональных службах (по маркетингу, исследовательским работам, стратегическому планированию и др.) |
Глубина вносимых изменений |
Радикальные (базовые), связанные с институциональной перестройкой. Улучшающие, например, в области обслуживания клиентов. Модификационные (частные), например, в документообороте. |