Итак, выполнив все поставленные задачи, мы пришли к поставленной цели: проанализировали экспансию банковского сектора в регионах, в частности в Чукотском автономном округе.
В ходе исследования было выявлено, что банковский сектор – это целостный открытый комплекс, занимающий системообразующее положение в кругообороте денежных потоков всего воспроизводственного процесса. Для его характеристики необходимо рассмотреть такие аспекты как: институты, банковские продукты, условия реализации данных продуктов, способы мотивации субъектов банковской деятельности, характер межбанковских связей, уровень надзора и регулирования, масштабы и границы деятельности.
При анализе банковского сектора Чукотского автономного округа мы выяснили, что в последние годы он динамично развивался, но все же основные показатели существенно отставали от аналогичных показателей банковского сектора развитых стран. Связано это с наличием ряда проблем в отечественном банковском секторе, к ним относятся: непрозрачность сектора, отсутствие должного уровня доверия, недостаточная капитализация банков, несовершенство законодательства, неразвитость банковских продуктов и другие.
Банковский сектор России с региональной точки зрения развит крайне неравномерно. Наиболее развиты в этом отношении центральные регионы, в особенности Московская область. Московские банки доминируют во всех регионах, ощущая конкуренцию со стороны местных банках только в крупных субъектах РФ.
В Чукотском автономном округе также наблюдается преобладание столичных банков. Банковский сектор Чукотки развивался в соответствии с общероссийскими тенденциями. На чукотском кредитном рынке преобладают краткосрочные кредиты, причем в последние годы возросла роль потребительского кредитования, а кредитование крупных промышленных предприятий происходит в основном при поддержке правительства области. Высокая доля инорегиональных банков обуславливает зависимость банковского сектора области от положения регионов-собственников банков.
Экспансия банковского сектора в регионах может проходить как количественным способом, т.е. за счет увеличения отделений банка в регионе, так и качественным способом, т.е. за счет разработки и совершенствования банковских продуктов. Нельзя утверждать, что эффективен именно количественный или именно качественный способ, т.к. специфика Российского банковского сектора требует увеличения и количества точек присутствия банков в отдельных регионах, так и увеличения качества их продуктов.
Для достижения оптимальных объемов экспансии необходимо решить ключевые проблемы банковского сектора, для чего необходимо принять ряд мер, включающих увеличение степени доверия, укрепление взаимосвязей между банками, развитие вспомогательных отраслей (страхование вкладов, информационные компании и др.), углубление специализации банков, усовершенствование нормативной базы, разработка новых и усовершенствование уже имеющихся банковских продуктов.
[1] Банковское дело : модель развития [Текст] : [монография] / Н. И. Парусимова . - М. : Моск. академия предпринимательства, 2005. - 495 с. - Библиогр.: с. 367-395 - ISBN 5-7410-0442-3
[2] Трансформация банковских продуктов в разных типах экономических систем [Текст] : монография / Н. И. Парусимова, 2009. - 389 с. - ISBN 5-7410-0442-3.
[3] Банковское дело [Текст] / под ред. А.М. Тавасиева . - М. : Финансы и статистика, 2010. - 416 с - ISBN 5-279-02841-Х
[4] Банковское дело : модель развития [Текст] : [монография] / Н. И. Парусимова . - М. : Моск. академия предпринимательства, 2010. - 495 с. - Библиогр.: с. 367-395 - ISBN 5-7410-0442-3
[5] Кредитный рынок России: современное состояние и перспективы развития: автореферат/ Мусина Л.А.: Санкт-Петербург, Лаборатория оперативной печати факультета журналистики СПбГУ, 2010.
[6] Путиловский Анализ банковской системы // Банковское дело. – 2010. - №11. С.101.
[7] Супрунович В.М. Современные тенденции развития банковского бизнеса в России //Финансы и кредит – 2010. - №36. с.12.
[8] Зражевский В.В. О стабильности банковской системы //Деньги и кредит. – 2009. - №2. с. 109.
[9] По данным исследования аналитического центра «Эксперт-Урал».
[10] По данным ЦБ
[11] Н.В. Орлова. Какие тенденции характеризуют российский банковский сектор // Банковское дело. – 2010. - №3. С.29.
[12] Стахнюк А.В. Время долгосрочных кредитов //Финансово-экономический бюллетень. – 2010, №95.: НОСТА-ПЕЧАТЬ
[13] Анализ деятельности банковского сектора проводился на основании письма Банка России от 07.08.2006 г. № 106-Т «О Рекомендациях по проведению анализа деятельности кредитных организаций и развития банковских услуг в регионе»
[14] Региональные банки в трансформационной экономике: автореферат/ Зверькова Т.Н.: Санкт-Петербург, Лаборатория оперативной печати факультета журналистики СПбГУ, 2010. с.45.