Имеют место издержки в управлении системой “БелКарт”. Не всегда оперативно доводятся до банков решения Наблюдательного совета ОАО “Банковский процессинговый центр” как головного предприятия системы “БелКарт”. Порядком вступления банка в систему “БелКарт” определено, что банк становится участником системы “БелКарт” после предоставления ему учредительных и лицензионных документов. Проведение операций возможно только после прохождения банком ведомственной сертификации. На практике же складывается ситуация, когда банк, не прошедший в установленный срок (не позднее шести месяцев с даты вступления в систему “БелКарт”) ведомственной сертификации, продолжает оставаться участником системы “БелКарт”, не осуществляющим эмиссию и эквайринг. В настоящее время таких банков три (ОАО “Белгазпромбанк”, “Франсабанк” ОАО, ЗАО “МТБанк”).
Несмотря на принятые в последние годы меры, пока не вся инфраструктура, функционирующая в стране, принимает карточки “БелКарт”. Они обслуживаются в 99% установленных в организациях торговли (сервиса) платежных терминалов, 96,4% инфокиосков и 90,6% банкоматов. Причина такой ситуации в том, что не все банки, работающие на этом рынке, являются участниками платежной системы “БелКарт”.
Кроме того, есть банки, которые давно имеют статус участника платежной системы “БелКарт”, но не эмитировали ни одной карточки и не обслуживают карточки других банков в своей инфраструктуре. Например, ЗАО “Минский транзитный банк” и ОАО “Белгазпромбанк”. На долю ОАО “Белгазпромбанк” приходится 1% (424 единицы) установленных в организациях торговли (сервиса) платежных терминалов. На долю двух банков (ЗАО “Минский транзитный банк” и ОАО “Белгазпромбанк”) - 2,4% (123 единицы) инфокиосков и 3,7% (77 единиц) банкоматов. В целях определения дальнейших путей развития системы “БелКарт”, обеспечения ее конкурентного преимущества перед международными платежными системами на рынке Беларуси решением Наблюдательного совета ОАО ”Банковский процессинговый центр“ 21.10.2011 утверждена Стратегия развития платежной системы “БелКарт”.
Она предусматривает:
- обеспечение доминирующего положения системы “БелКарт” на рынке карточек Республики Беларусь по основным показателям развития платежной системы;
- построение надежной, высокотехнологичной, безопасной и эффективной системы проведения безналичных расчетов с использованием карточек “БелКарт”;
- обеспечение предоставления держателям карточек “БелКарт” спектра услуг, ориентируясь на разнообразие и качество услуг, предлагаемых в рамках международных платежных систем на территории страны;
- интеграция платежной системы “БелКарт” с одной из платежных систем других государств с целью обеспечения взаимного приема карточек.
Для выполнения указанных задач запланирован комплекс мероприятий, направленных на развитие новых услуг и расширение продуктового ряда в рамках системы, обеспечение надежности, безопасности проведения операций с карточками “БелКарт”, совершенствование структуры управления системой, развитие нормативной базы, тарифной политики, управление рисками, информационное и маркетинговое обеспечение системы “БелКарт”.
Реализация Стратегии будет вестись по следующим направлениям:
участие ОАО “Банковский процессинговый центр” и банков в реализации программ лояльности, стимулирующих держателей карточек “БелКарт” к проведению безналичных расчетов;
разработка комплекса мер по внедрению микропроцессорных карточек;
разработка технологии проведения валютно-обменных операций с использованием карточек “БелКарт”;
реализация проекта построения резервного центра обработки данных ОАО “Банковский процессинговый центр”;
совершенствование методологии проведения сертификации оконечных устройств банков в целях сокращения сроков сертификации и повышения надежности функционирования программно-технической инфраструктуры;
совершенствование требований и стандартов, направленных на повышение информационной безопасности в платежной системе “БелКарт”; обеспечение использования банками-эквайерами в своей сети периферийного оборудования, соответствующего требованиям платежной системы “БелКарт”;
совершенствование бизнес-процессов ОАО “Банковский процессинговый центр”, влияющих на надежность и безопасность функционирования платежной системы “БелКарт”;
внедрение в ОАО “Банковский процессинговый центр” системы менеджмента качества;
обеспечение надежности функционирования программно-аппаратного комплекса процессингового центра, достаточного уровня его производительности и отказоустойчивости, в том числе в часы пиковой нагрузки. Совершенствование мониторинга и контроля за работой оконечного оборудования;