Стратегическими целями развития банковской системы Республики Беларусь являются повышение устойчивости и эффективности функционирования банковского сектора, рост потенциала и совершенствование состава банковских инструментов адекватно растущим потребностям экономики и населения. [18]
Стимулирование конкуренции на рынке банковских услуг. В зависимости от используемых методов различают ценовую и неценовую конкуренции. Ценовая конкуренция осуществляется путем изменения цен (как правило, снижения) на предлагаемые товары и услуги открытым путем (фирмы широко оповещают потребителей о снижении цен на свои товары и услуги) и в скрытом виде (выпускают новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало).
Региональная конкуренция позволит белорусским компаниям сформироваться за рубежом, окрепнуть, получить навыки и опыт для конкурентной борьбы на более развитых и требовательных европейских рынках.
Неценовая конкуренция основана на улучшении качественных характеристик товара и проведении целенаправленной политики дифференциации продукта (включая рекламу и меры по стимулированию сбыта). Цель применения неценовых методов конкуренции — формирование устойчивых потребительских предпочтений. Особенностью банковского дела является то, что банковские услуги и продукты легко воспроизводимы конкурентами (патентная защита на банковские услуги и продукты не распространяется), в результате чего большинство банков предлагают более или менее одинаковый набор услуг. В то же время банк может осуществить дифференциацию своих продуктов и услуг посредством улучшения качества обслуживания. Высокая роль качества обусловлена его непосредственной взаимосвязью с рентабельностью финансово-кредитного института, поскольку улучшение качества привлекает клиентов и способствует увеличению объемов реализуемых банковских продуктов и услуг, что выражается в увеличении прибыли и снижении издержек. По данным американских экономистов, дружелюбие и квалифицированное обслуживание является основным критерием выбора банка для большого числа потребителей [8].
Повышение квалификации работников и улучшение качества предоставляемых услуг на банковском рынке услуг. Для самого банка качественный уровень работы определяют скорость внутренних рабочих процессов, уровень издержек на исправление ошибок, эффективность рабочих процессов, уровень мотивации работников, производительность труда, степень кредитного риска, соотносительные с уровнем затрат на создание банковских продуктов и оказание банковских услуг. С точки зрения клиентов, критериями качества банковского обслуживания являются скорость обслуживания, срочность осуществления операций, наличие ошибок и неточностей, время работы банка, качество консультирования (глубина, активный или пассивный характер), личностная сторона отношений с банком и др. Уровень качества банковских продуктов и услуг клиенты сопоставляют с их ценами.
Профессионализм менеджеров (сотрудников) банка. Нет необходимости доказывать, что высокое качество банковских продуктов и услуг не может быть достигнуто без надлежащего профессионализма работников банка, и, прежде всего, менеджеров высшего (управленческого) звена. Достижение необходимого уровня профессионализма менеджеров и его поддержание в определенной мере зависят от образования и систематического повышения квалификации. В настоящее время не приходится жаловаться на отсутствие в Беларуси образовательной базы для подготовки профессиональных банкиров. Обучение банковскому делу ведется в ряде высших учебных заведений. Появляются условия для самообразования, так как отсутствует дефицит качественной учебной литературы по теории и практике банковского дела. Наличие компетентных сотрудников в фирме (банке) создает условия, когда “сначала убеждаются, что нужные люди — на борту (а ненужные — на берегу), а уж потом решают, куда плыть”.
Также следует отметить, что для того чтобы стать профессиональным менеджером, надо не только усвоить необходимые знания, но и уметь их применять.
Поэтому стратегически важной задачей современного банка при оптимизации своих каналов реализации банковских услуг является определение равновесия между тремя вариантами предоставления услуг: 1) стандартизированные базовые услуги без консультаций; 2) оказание услуги с активными консультациями и 3) решение финансовых проблем с микросегментированием и интенсивными консультациями. Задача состоит в том, чтобы обеспечить отдельные группы клиентов стандартизированными банковскими услугами, основанными на самообслуживании, за счет использования информационных технологий с вариантом получения консультаций. В идеале сочетание стандартизированной и сегментированной услуг становится продуктом индивидуального спроса.