Реформирование отечественного бухгалтерского учета в связи с переходом на международные стандарты учета и отчетности внесло множество изменений как в нормативную базу, так и в бухгалтерскую практику. Если раньше основная задача бухгалтерского учета состояла в обеспечении информационных потребностей государственных органов, то в настоящее время он призван предоставлять собственнику и руководителю предприятия точную и достоверную информацию. Большинство изменений в бухгалтерском учете обусловлено тем, что его содержание должно отвечать задачам управления, т.е. обеспечить информацией возможность принятия оптимальных управленческих решений. Такое совершенствование работы бухгалтерии отвечает критерию "релевантности", предложенному Комитетом американской учетной ассоциации (American Accounting Committee Report on Information Systems) для оценки учетной информации. Изменение принципов и методов бухгалтерского учета повлекло за собой и необходимость реформирования Плана счетов бухгалтерского учета.[15]
В новом Плане счетов бухгалтерского учета, утвержденном приказом Минфина России от 31.10.2008, сделан новый шаг к дальнейшему разделению финансового и управленческого учета. Счета управленческого учета предназначены для обобщения информации о процессах формирования издержек производства и обращения, рентабельности отдельных видов продукции, их конкурентоспособности. В более узком понимании в управленческом учете в первую очередь рассматривается калькуляция затрат. Новый План счетов технически позволяет вести управленческий учет в рамках единой с финансовым учетом системы или в самостоятельной системе счетов. Раздел "Затраты на производство" подвергся существенной корректировке. В частности, оставлены свободными счета 30-39, предназначенные для учета затрат по элементам. Инструкция по применению нового Плана счетов позволяет группировать расходы по местам их возникновения, по статьям и по элементам.
Счета учета затрат "старого" плана счетов предназначались в основном для формирования себестоимости. Но предстоящий переход от налогообложения прибыли к подоходному налогу с юридических лиц исключает из налоговых расчетов понятие себестоимости. И развернутый учет затрат по элементам становится особенно актуальным. Если мы обратимся к форме № 5 отчетности, то увидим, что итоговая строка раздела также разбивается на элементы:
- Материальные затраты;
- Затраты на оплату труда;
- Отчисления на социальные нужды;
- Амортизация;
- Прочие затраты.
Взаимосвязь расходов по статьям и элементам предлагается отражать с помощью специальных счетов-экранов. Хотя Минфин России еще не опубликовал своих рекомендаций по организации учета затрат, специалисты предлагают варианты методик выделения счетов управленческого учета. Шнейдман Л. З. в комментариях к новому Плану счетов предлагает двойную систему учета с применением одинаковых счетов со звездочкой и без звездочки. Но, по мнению некоторых авторов, применение одних и тех же знаков счетов и в финансовом, и в управленческом учете будет вносить путаницу в кодировку и корреспонденцию счетов.
Назначение счета «Учет материальных запасов»: учет на счетах второго порядка материальных запасов по их видам (целевому назначению). Счет активный. Порядок учета материальных запасов изложен в Приложении 10 к Правилам. (См. Приложение 2.) Для учета расчетных операций в План счетов добавлены пассивный внебалансовый счет «Износ объектов жилищного фонда, внешнего благоустройства» и активный внебалансовый счет «Билеты лотерей».[16]