В сложившейся экономической ситуации сохранение государственных обязательств по предоставлению бесплатной медицинской помощи на универсальной основе практически нереально. При самых благоприятных условиях (Выполнение обязательств государственного бюджета по взносам на ОМС, привлечение дополнительных источников финансирования) финансовых ресурсов для обеспечения бесплатности всех видов медицинской помощи будет недостаточно. При этом важно учитывать, что чрезмерные обязательства государства ведут к деформации экономических отношений в отрасли, поскольку в условиях несбалансированности программ ОМС ограничиваются возможности полноценных договорных отношений между финансирующей стороной и ЛПУ, а значит, и повышения эффективности и качества оказания медицинской помощи. Тем самым нарушается важнейшее условие осуществления реформы здравоохранения – предсказуемость поступлений финансовых ресурсов.
Не менее очевиден и отрицательный социальный и политический эффект чрезмерной декларативности государственных обязательств: бесплатность медицинской помощи становится все более иллюзорной, растет недовольство населения состоянием служб здравоохранения. Объявив медицинскую помощь полностью бесплатной, государство все более утрачивает возможности предоставить такую помощь, тем, кто в ней более всего нуждается. Одновременно активизируется теневой рынок медицинских услуг с далеко идущими социальными и экономическими последствиями. С одной стороны, медики сильней реагируют на стимулы, возникающие в сфере теневой экономики, чем на попытки страховщиков построить разумную систему оплаты по результатам труда в общественном секторе здравоохранения. С другой – пациенты иногда вынуждены платить из собственного кармана суммы, не соответствующие реальному вкладу медиков.
На территории Чувашской Республики на конец 2009 года медицинскую помощь населению оказывали 61 больничное учреждение, имеющее 12510 коек круглосуточных и дневных стационаров и 81 врачебное амбулаторно-поликлиническое учреждение всех министерств, ведомств и форм собственности, 525 фельдшерско-акушерских пунктов. В составе больничных и амбулаторно-поликлинических учреждений действуют 35 детских поликлиник, отделений, кабинетов, 37 женских консультаций, акушерско-гинекологических отделений, кабинетов.
Обеспеченность населения лечебно-профилактическими учреждениями и медицинскими кадрами характеризуется следующими данными: (на конец года)
Показатели деятельности лечебно-профилактических учреждений на конец 2009 года по городу Чебоксары
20081) |
20091) | |||
Численность врачей всех специальностей, человек |
6117 |
5936 | ||
на 10000 населения |
47,8 |
46,4 | ||
Численность среднего медицинского персонала, человек |
14529 |
14521 | ||
на 10000 населения |
113,6 |
113,6 | ||
Число больничных учреждений, единиц |
61 |
61 | ||
Число больничных коек, единиц |
12677 |
12510 | ||
на 10000 населения |
99,1 |
97,9 | ||
Число врачебных учреждений, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь населению, единиц |
82 |
81 | ||
Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений, посещений в смену |
38159 |
37111 | ||
на 10000 населения |
298,3 |
290,3 | ||
Число женских консультаций, детских поликлиник, амбулаторий (самостоятельных) и число учреждений, имеющих женские консультации и детские отделения, единиц |
80 |
72 | ||
Число коек (врачебных и акушерских) для беременных женщин и рожениц, единиц |
762 |
713 | ||
Число коек для детей, единиц |
1800 |
1759 | ||
на 10000 детей |
91,9 |
89,02) | ||
Число фельдшерско-акушерских пунктов, единиц |
529 |
525 | ||
1) Без микропредприятий. 2) Данные предварительные. | ||||