В начале становления российской банковской системы для подавляющего числа банков основным источником кредитных ресурсов выступали не депозиты, как это принято в мировой практике, а межбанковский кредит (МБК). Свободными кредитными ресурсами располагают обычно банки, имеющие солидную клиентскую базу, либо банки, проводящие взвешенную кредитную политику.
Межбанковское кредитование относится к наиболее крупным сегментам финансового рынка, на котором продаются-покупаются краткосрочные кредитные ресурсы в форме межбанковских кредитов и межбанковских депозитов.
Рынок кредитных ресурсов отличается от других сегментов финансового рынка своей универсальностью по обслуживанию потребностей коммерческих банков, поскольку он опосредствует многообразные меж банковские отношения, связанные с различными банковскими операциями. Кроме того, он является самым оперативным источником средств для поддержания ликвидности балансов коммерческих банков, пополнения корсчетов и для проведения активных операций на других более доходных сегментах финансового рынка.
Начало торговли кредитными ресурсами относится к 1991 г., когда Московская международная и Московская центральная фондовые биржи начали проводить кредитные аукционы. Дальнейшее развитие рынка межбанковских кредитов связано с созданием Межбанковского финансового дома и Межбанковского объединения «Оргбанк», на площадках которых также преобладала аукционная форма проведения торгов. Они проходили один раз в неделю, что создавало определенные сложности у банков-участников в условиях быстро меняющейся конъюнктуры рынка. Для решения этих проблем стали использоваться кредитные магазины, через которые появилась возможность ежедневно выставлять заявки на покупку и продажу ресурсов и оперативно реагировать на изменения конъюнктуры рынка [3].
Задачи, решаемые на рынке межбанковского кредита:
1. Обеспечение текущей ликвидности (платежеспособности) банка. Рынок МБК – уникальный инструмент для быстрого привлечения ресурсов в достаточно крупных объемах, поэтому задача обеспечения ликвидности решается на этом рынке наиболее естественным путем. Но не следует ее путать с задачей «латания дыр», поскольку, если ресурсы, привлеченные на рынке МБК, не работают с достаточной эффективностью, банк попадает в порочный круг роста издержек на обслуживание долга, теряет имидж и в конечном итоге становится неплатежеспособным.
2. Привлечение ресурсов для реализации краткосрочных и среднесрочных проектов банка. Здесь важно подчеркнуть два обстоятельства: соответствующие проекты должны иметь относительно короткий период окупаемости (не более года) и высокую эффективность.
3. Получение прибыли за счет размещения на рынке временно свободных денежных ресурсов банка. Для корректного решения этой задачи необходимо, прежде всего, определить срок, на который предоставляются МБК.
4. Получение спекулятивной прибыли на рынке МБК, т.е. проведение одновременных операций купли и продажи МБК с определенной маржей (так называемый арбитраж). Здесь наиболее существенным обстоятельством является соответствие сроков привлеченных и размещенных ресурсов.
5. Обмен денежными средствами с другими рынками краткосрочных финансовых активов. Здесь самыми важными особенностями являются согласование сроков проведения операций (с учетом документопробега) и наличие равной ответственности контрагентов за несвоевременное проведение платежа.
6. Создание и поддержание положительного имиджа банка. Очевидно, что банк, постоянно выступающий в роли кредитора на рынке МБК, достаточно наглядно демонстрирует свою платежеспособность. Не менее важны также объемы операций на рынке МБК и аккуратность в проведении расчетов по МБК. Рынок МБК очень тесный и любой промах на этой площадке становится известен практически сразу всем его активным участникам.