Основными направлениями распределения рисков в области безопасности для систем ДБО являются:
вопросы организации эксплуатации систем ДБО;
клиенты, обслуживаемые через Интернет;
каналы связи, используемые для транзакций;
глобальная сеть Интернет.
Внедрение систем ДБО подразумевает вовлечение в процесс специалистов различных областей знаний финансовых специалистов, специалистов информатизации, информационной безопасности, юристов и др. Отсутствие четко организованного и регламентированного взаимодействия между различными подразделениями кредитной организации может привести к возникновению уязвимостей, которыми не преминут воспользоваться нарушители. Практика показывает, что реализация угроз с использованием имеющихся "слабых мест" в системах ДБО приводит к весьма существенным финансовым потерям и (или) ослаблению конкурентных преимуществ со стороны кредитной организации.
Анализ инцидентов, происходящих в системах ДБО, позволяет разделить потенциальных нарушителей на внешних по отношению к системе ДБО - то есть клиентов (как авторизованных, так и нет, то есть хакеров или преступников) и внутренних - из числа сотрудников банка.
Важно понимать, что информация, циркулирующая внутри систем ДБО, фактически эквивалента реальным деньгам, а значит создать условия, при которых угроза несанкционированного использования этой информации будет полностью исключена невозможно. Иными словами, всегда найдётся тот, кто захочет завладеть этой информацией. А значит, её нужно защищать.
Правила работы в системах ДБО не являются конфиденциальной информацией и любой желающий может получить к ним доступ. Единственной защитой клиента от злонамеренных действий является его идентификационная информация (логин, пароли, криптоключи). Именно за этой информацией идёт охота. В большинстве случаев нарушителю достаточно украсть идентификационную информацию клиента системы, чтобы получить полный доступ к его счёту. Возможностей совершить такую кражу более чем достаточно. Например, с помощью "хакерских" инструментов, свободно распространяемых в Интернет.
На сегодняшний день, в сети предлагается широкий ассортимент всевозможных программ для перехвата пароля с помощью троянов, keylogger’ов (программ, считывающих вводимую с клавиатуры информацию) - "шпионов", которые незаметно для клиента "подсаживаются" на его компьютер и "ждут" указаний от своего создателя (или мастер - машины) для выполнения какой-либо "полезной нагрузки". Причем хозяин компьютера может в течение весьма длительного срока не подозревать о наличии вредоносного кода на своём ПК ведь даже "активация" такого "шпиона" не всегда приводит к его обнаружению. Это связано с тем, что вместе со "шпионом" "в комплекте" идёт также руткит-технология, позволяющая скрыть следы активности вредоносного кода на ПК жертвы.
Бороться с вредоносными программами и "шпионами" на их нынешнем уровне развития с помощью устаревших технологий сигнатурного анализа, используя для этого мощности компьютера конечного пользователя (что, естественно, связано с замедлением его работы), весьма неэффективно, да и уже практически невозможно. Объясняется это тем, что код "шпионов" и им подобных, как правило, вовсе не является вредоносным для операционной системы компьютера, а их быстрая мутация ставит под сомнение возможность сигнатурного анализа. Наиболее адекватным решением на сегодняшний день видится совместное использование технологий контентной фильтрации и сигнатурного анализа при помощи комплексного шлюзового решения, установленного "на входе" в корпоративную сеть или же, что еще более правильно, используемого в сети провайдера, предоставляющего доступ в Интернет. Такое решение позволяет блокировать любой неразрешенный трафик, генерируемый "шпионом" с персональных компьютеров сети организации, предоставляет средства антивирусной защиты, web-фильтрации и защиты от спама, предотвращает утечку конфиденциальных сведений, и, наконец, позволяет регулировать время пребывания пользователей в сети Интернет и блокировать их доступ к неразрешенным ресурсам.
Сегодня кража паролей и криптоключей с незащищённых носителей являются обыденным явлением. Но, к сожалению, столь же обыденным можно назвать стремление некоторых банков экономить на системах безопасности. А ведь такая экономия зачастую приводит к многомиллионным потерям и далеко не всегда это потери исключительно клиента. Применение устаревших технологий, таких как организация доступа по "логину" и паролю, использование ключевых носителей не способных защитить от кражи хранящуюся на них информацию, рост "фишинговых" атак в значительной степени повышают риск несанкционированного доступа к системам ДБО.